Виды поломок и причины выхода из строя подшипников
В ходе эксплуатации подшипники находятся под определенным давлением, вызываемым вращением вала. С внутреннего кольца детали нагрузка через элементы качения передается на внешнее кольцо. Нагрузка распределяется на все шары, что приводит к усталости механических частей, в результате чего деталь выходит из строя.
Срок службы измеряется временем эксплуатации, после которого наступает так называемая «усталость металла», числом оборотов механизма, а также наличием смазки и ее количеством. Этот период обычно составляет несколько лет.
Причины поломки подшипников
Наиболее частые причины выхода из строя подшипников:
- неправильный подбор детали к валу, связанный с несоблюдением допусков;
- деформация валов;
- отсутствие соосности между ведущим шкивом насоса и самим насосом;
- термическое расширение вала;
- недостаточная сбалансированность вращающихся элементов;
- большое расстояние между подшипником и крыльчаткой;
- сильная вибрация;
- неправильная работа устройства;
- деформация корпуса;
- аксиальное давление;
- пульсация водяного потока;
- кавитация;
- попытка охладить деталь путем заливания в ее корпус воды из шланга либо другой жидкости;
- установка некачественного, поддельного подшипника.
Чтобы избежать преждевременного износа, в ходе эксплуатации подшипников важно не допускать перегрузок. Они вызывают нагрев детали, что приводит к понижению вязкости смазочных материалов, способному вызвать преждевременный выход из строя. По утверждению компаний-производителей, в случае увеличения температуры масла на десять градусов, период службы смазки сокращается в два раза.
Не менее важно – приобретать качественные детали у надежных поставщиков. Например, в магазине подшипников в Минске «Клинотекс», который поставляет детали напрямую от производителей.
Основные виды неисправностей подшипников
Усталостные разрушения поверхности | Вызваны неподходящей смазкой, её низкой вязкостью и разрывами смазочной пленки. В начальной стадии развития дефекта поверхность выглядит как бы заиндевелой в некоторых местах. Далее поверхность дорожки начинает отслаиваться и растрескиваться. Часто начинает шуметь и излишне нагреваться. Постоянная перегрузка, плохо обработанные и загрязненные поверхности неизбежно ведут к усталостным явлениям.
Помимо правильного выбора, важно приобретать качественные смазки для подшипников. |
Выкрашивание поверхности | От усталости поверхности отличается более сильной степенью повреждения подшипника и может указывать на то, что подшипник исчерпал ресурс усталости.
Растрескивание и сколы поверхностей характеризуются глубокими трещинами и расслаиванием. |
Абразивный износ | Поверхность приобретает или тусклый серый металлический цвет или же зеркально полируется. Мелкая абразивная пыль является обычной причиной такого отказа – она может попасть в подшипник при установке, через плохие уплотнения или с грязной смазкой. |
Атмосферная коррозия | Вызывается влагой, которая попадает в подшипник из атмосферы. Влажный воздух, проникая внутрь подшипника, при охлаждении окружающей среды конденсируется, разрывая смазочную пленку в местах контакта тел и дорожек качения. |
Фреттинг-коррозия | Очень похожа на обычную коррозию, но возникает на посадочных поверхностях подшипника на вал, а также и на других сопрягаемых поверхностях. Она вызывается незначительными (микроскопическими) нагрузками. Частицы, образующиеся в результате износа, имеют черный цвет при отсутствии воздуха и красные – в его отсутствие. |
Бриннелирование | Характеризуется выемками на дорожках качения. Однако, в отличие от простого бриннелирования, выемки характеризуются не только продавливанием металла в зонах пластических деформаций, но и его сдвигом, в результате этого места повреждения не видны даже при внимательном осмотре. |
Псевдобриннелирование | При бриннелировании на поверхности колец появляются регулярно следующие друг за другом выемки. Бриннелирование является следствием высоких статических или ударных нагрузок, неправильной технологии установки подшипника, сильных механических ударов. |
Электроповреждения | Возникают в результате прохождения через подшипник электрического тока. Электрический ток может вызвать также и случайное выкрашивание. |
Натиры | Возникают в результате перемещения металла с одной поверхности на другую. Обычно вызваны проскальзыванием из-за перегрузки подшипника и недостаточной смазки или из-за нерасчетной осевой нагрузки на подшипник. |
Задиры | Являются следствием абразивного износа и проявляются в виде глубоких царапин на дорожках и телах качения. |
Выбоины поверхности | Являются результатом пластических деформаций, а не износа. Тем не менее, они возникают при повреждении поверхности (царапины, истирание мелкими посторонними частицами, которые являются результатом износа или попадают в подшипник при его работе). |
Повреждения при сборке | Например, внешнее кольцо могло быть неправильно установлено и когда подшипник был собран, ролики оставили вмятины на дорожках качения. |
Перегрев | Перегрев часто обусловлен недостаточной смазкой, трением наружного кольца о вращающийся вал, излишним обжимом наружного кольца при установки в корпус машины или нерасчетной (высокой) частотой вращения вала. |
Несоосность колец | Ведет к фреттинг-коррозии и выкрашиванию. Также ведет к высоким осевым нагрузкам, вызывающим усталостное разрушение и сильные сколы поверхности. |
Повреждение сепаратора | Проявляется в образовании в нем трещин и его разрушении. Это в свою очередь ведет к быстрому выходу из строя подшипника в целом при этом затушевывается тот факт, что первопричиной этого был сепаратор. |
Раскалывание, раздробление и другое разрушение деталей | Может случиться или-за большой перегрузки подшипника или увеличенного дисбаланса. |
Неисправный подшипник нужно заменять новым. Купить подшипники в РБ от лучших производителей можно в магазине «Клинотекс». Мы предлагаем большой ассортимент узлов по наиболее привлекательным ценам.
- Комментарии