Смазки для подшипников скольжения
Смазка для подшипников скольжения играет важную роль, несмотря на то, что в этом классе есть модели, работающие за счет антифрикционных свойств вкладышей и не требующие смазывания. Трение вала о вкладыш подшипника трудно преодолеть без разделения смазкой контактных поверхностей и их быстрого износа. Однако площадь единой контактной поверхности в подшипнике скольжения больше, чем в аналоге качения, что позволяет быть первому эффективным на малых и средних скоростях вращения, в жидкой среде, при тяжелом статическом отягощении, при значительной ударно-вибрационной нагрузке./
Трение и смазка подшипников скольжения
С момента запуска привода и набора скорости вращения, внутренняя гидродинамика (клин масляного зазора) создает три режима смазывания:
- Граничное – контактные поверхности соприкасаются и разделены масляной пленкой толщиной около 0,1 мкм. Когда узел в статичном положении и в момент запуска, смазка действует гранично.
- Полужидкостное – действует при разгоне привода, когда поверхности вала и подшипника касаются только микро неровностями. Создается гидродинамическая подъемная сила.
- Жидкостное – с увеличением угловой скорости, цапфа вала “всплывает” и слой смазки полностью разделяет контактные поверхности. При таком скольжении цапфа и вкладыш не соприкасаются и не изнашиваются.
Не учитывать влияние смазывания в контексте подшипников скольжения невозможно. Без жидкостного хода подшипники скольжения были бы неэффективными даже на низких скоростях вращения. Исходя из скорости скольжения (оборотов), уровня нагрузки, для определенных условий эксплуатации подшипника подбирается сухая, консистентная или жидкая смазка.
Классификация смазок для подшипников
По материалу изготовления смазки делятся на несколько видов – масляные, пластичные, твердые, газовые.
Масла | Для смазывания поверхности подшипников довольно часто применяются масла. Они могут обладать самыми различными свойствами. Минеральные вещества получили весьма широкое распространение. Их стоимость относительно невысокая, однако и эксплуатационные характеристики снижены. Современное предложение представлено синтетическими смазками. За счет добавления определенных веществ эксплуатационные характеристики существенно повышаются. Синтетические масла имеют преимущество перед нефтяными: обладают более узкими заданными свойствами, поэтому применяются для определенных видов подшипников, например, керамика, пластмасса, втулки из специальных порошковых сплавов. Однако, синтетические масла более дорогие чем нефтяные, поэтому используются только в ответственных узлах и механизмах. |
Пластичные смазки | Весьма широкое распространение получили пластичные смазки. Их особенность заключается в том, что они могут менять свою форму при оказании механического воздействия. В продаже весьма распространена силиконовая смазка, которая обладает привлекательными эксплуатационными характеристиками. Полимочевинная смазка для подшипников является популярным предложением, которое применяется при обслуживании самых различных автомобилей. Она характеризуется относительно невысокой стоимостью, а также привлекательными свойствами, которые и определяют популярность. При необходимости рабочую поверхность можно смазать медной основой. В состав достаточно часто добавляется медный порошок, который существенно повышает устойчивость вещества к воздействию высокой температуры. Пластичные варианты исполнения на 70-90% состоят из базового масла. Кроме этого, в состав добавляется загуститель, к примеру, мыло и твердые углероды. За счет подобного состава при отсутствии движения смазка находится в твердом состоянии, но при вращении подшипника начинает обладать свойствами жидкого. При изготовлении в качестве основы применяются различные материалы, которые и определяют основные эксплуатационные свойства. |
Твердые смазки | Твердые смазочные материалы после применения образуют своеобразный защитный слой на поверхности, за счет которого снижается износ и трение. Используются они исключительно в том случае, когда жидкие вещества и масла не подходят по причине своих эксплуатационных свойств. Довольно широкое распространение в металлургии. Часто в качестве основы применяется дисульфид молибдена. Это вещество характеризуется тем, что обладает низким коэффициентом трения в вакууме и при обычных условиях эксплуатации. Материал может применяться при температуре до 400 градусов Цельсия. Графитовые составы весьма распространены. Они характеризуются повышенной температурной устойчивостью, так как выдерживают воздействие температуры до 2000 градусов Цельсия. Возникающие пары при эксплуатации существенно повышают смазывающие вещества. Однако в сухой среде, к примеру, в вакууме этот продукт характеризуется ограниченным применением, так как не обладает требуемыми свойствами для снижения степени трения и нагрева. Весьма широкое распространение получили порошки мягких сплавов, например, меди, серебра, цинка, золота или свинца. Они характеризуются сниженным коэффициентом трения даже в вакууме. Вещество способно выдерживать воздействие температуры до 1000 градусов Цельсия. |
Газовые | В последнее время часто встречаются газовые составы, которые наносятся на поверхность в виде спрея. Принцип действия характеризуется следующими особенностями:
Некоторые газовые варианты исполнения способны разделять трущиеся элементы механизма газовой прослойкой, которая может быть представлена неоном, азотом или водородом. Данный вид весьма распространен в механизмах турбин, оборудовании ядерных установок. Из-за высокой стоимости редко используются в быту. |
Вязкость масел для подшипников
При выборе смазывающего вещества в первую очередь уделяется внимание показателю вязкости, так как она определяет допустимую скорость работы устройства и некоторые другие моменты. Принятая система стандартизации определяет выделение следующих основных классов:
- GA – смазывающее вещество, предназначенное для малонагруженных подшипников, которые эксплуатируются в диапазоне от 20 до 70 градусов Цельсия. Этот класс наиболее распространен в области машиностроения.
- GB – класс, связанный с эксплуатацией при средних нагрузках. Температурный режим существенно расширен, составляет 40-120 градусов Цельсия. Применяется для смазывания нагруженных подшипников большинства автомобилей.
- GC – вариант исполнения, который часто применяется для обслуживания грузовых автомобилей, а также некоторой спортивной техники. За счет добавления особых веществ в состав повышается эксплуатационная температура до 160 градусов Цельсия.
Довольно большое распространение получила высокотемпературная смазка для подшипников. Она обеспечивает требуемую степень смазки даже при существенном увеличении температуры, так как сохраняет свои свойства.
Купить смазку для подшипников высокого качества можно в магазине компании «Клинотекс». В каталоге представлена сертифицированная продукция от лучших мировых производителей.
- Комментарии